Педагогический состав МКОУ СОШ № 15 с. Ивановское
МО естественнонаучного цикла
МО физико-математического цикла
МО учителей русского языка и литературы

Учитель начальных классов

Ивахнова Ирина Сергеевна

 DSC 1280

 

Материалы для конкурса Учитель года 2022 скачать

Ссылка на личный сайт учителя 

 

Эссе

«Моя педагогическая философия».

Учителя начальных классов

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» с.Ивановское

Ивахновой Ирины Сергеевны.

Конкурс «Учитель года – 2022».

«Если учитель имеет только любовь к делу,

он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику,

как отец, мать, - он будет лучше того учителя,

который  прочел все книги,

но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,

он - совершенный учитель».

Л.Н.Толстой

Учитель…. Как много в этом слове ноток гордости, уважения и понимания. Нет на свете прекраснее и милее профессии, чем учитель. У меня удивительная специальность– учитель начальных классов. Большая ответственность и большая любовь. Думаю, что именно любовь – определяющее качество в моей работе: прежде всего к детям – вряд ли без нее можно стать Учителем. Любовь к человеку дает силу выдержать многие неурядицы повседневности. Любовь к жизни..  Без оптимизма в школе сегодня не выжить. Любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу. С самого первого вступления на порог школы учитель заменяет самого дорогого человека - маму. Он становится всем для ребенка: родителем, наставником, примером для подражания.

        Ещё маленькой девочкой я  была просто очарована своей первой учительницей – Мартыновой Екатериной Александровной. Она была для меня идеалом доброты, справедливости, грациозности, отзывчивости. Мне так хотелось быть на нее похожей. Неслучайно и любимыми играми в детстве были игры в школу. Другой профессии в своем будущем я даже и не представляла. Буду только учителем! И я осуществила свою мечту, закончив в 2005 году Ставропольский государственный педагогический институт. И вот уже 18 лет я работаю учителем начальных классов.

       Сейчас в системе образования произошли перемены. Школа изменилась. В этой обновленной школе учитель - Я. Как же приятно каждый день с учениками делать открытия, сочинять рассказы, решать задачи, изучать окружающий мир. Но еще интереснее делать все это, используя новые методы обучения, которые сейчас активно внедряются в учебный процесс. Теперь легко и просто с помощью презентаций, интерактивных досок, электронных учебников разбирать новый материал. Появилась возможность, используя Интернет, работать с личным сайтом, обмениваться опытом с учителями всей страны, публиковать свои разработки, тесты, дистанционно общаться и учиться.

          А как же компетентность учителя? Конечно, учитель должен владеть современными педагогическими технологиями, видеть цели образования, понимать государственную образовательную политику. Ведь слово «образование» происходит от глаголов «образовать» и «образовывать», которые восходят к глаголу «образить», имеющего много значений: давать вид, образ; обтесывать, слагать нечто целое, отдельное; устраивать, учреждать, основывать; улучшать духовно, просвещать (В.И.Даль). Мне ближе значение «улучшать духовно». Пусть мой ученик не выучит наизусть сложное правило и, может быть, решит задачу с ошибкой, но, надеюсь, он будет Человеком. Человеком с открытой душой и добрым сердцем, сомневающимся, думающим, любящим. Ведь «напичкать» знаниями – это не главное. Главное – научить видеть прекрасное и безобразное, отличать истинные ценности от ложных, думать, работать и нести ответственность за свои действия. И в этом процессе роль учителя невероятно велика.

         В первые годы работы с детьми для меня было странным, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а им нет. Понадобилось время для понимания и осознания этого. Итак, первый урок, преподнесённый учащимися: настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.
        Второй урок, который получила, делая первые педагогические шаги: преподавание должно быть искренним. Ведь только через призму своих мироощущений, своей системы ценностей, отношения ко всему, что происходит вокруг, сухой программный материал становится волшебным кристаллом, сверкающим всеми цветами радуги и зовущим к открытиям. Поэтому второй мой принцип - быть искренним и честным перед детьми.

Вот так, с этих великих для меня открытий во мне рождался учитель.

        Каждый ребенок талантлив, талантлив по-своему - такова моя позиция. Не скуплюсь на похвалу. Нет такого “двоечника”, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок успеха, дать соломинку помощи, показать тропинку к пониманию - и у ребенка возникнет вера в свои возможности и желание учиться - это мой третий принцип.

           Ещё К.Д. Ушинский писал: “...ученье, лишённое всякого интереса, убивает в ученике охоту к ученью...”. Я не могу допустить, чтобы в глазах моих учеников появилось разочарование. Считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях. Умение увлечь учеников своими предметами и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. И это четвертый принцип моей педагогической философии.

          На уроках необходимо не только формировать компетентности, но и воспитывать Человека, и научить ребёнка быть стойким и мужественным, умеющим преодолевать трудности взрослой жизни - это моя задача. Нужна только правильная оболочка. Воспитывай, обучая новому, это мой пятый принцип.

           Каждый день я вхожу в класс и смотрю в распахнутые, доверчивые глаза, которые ждут новое, интересное, увлекательное. Главное верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнять любовью и добротой каждое мгновение.

Моя задача как педагога сделать так, чтобы душевный мир детей был наполнен любовью, верой, надеждой. Продуктивность учебы напрямую зависит от взаимоотношений между учителем и учеником. Если контакт не налажен, то положительного результата в обучении не жди. Сначала взаимопонимание, и только потом обучение. Совершенно уверена, что любовь и уважение учеников нельзя заслужить, вооружившись только современными методиками, новыми технологиями, концепциями. Нужен ещё и нелёгкий труд души. Главное - научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребёнок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.

          На основании всего вышеизложенного, моя педагогическая

философия основывается на следующих заповедях:

           - ученику нужно отдавать не только некую сумму знаний, но и частичку своей души.

           - в ученике нужно уважать человека, личность,  (что является конкретизацией золотого правила древности - относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);

          - "плохой" ученик не есть плохой человек

          - каждый ребенок вправе рассчитывать на внимание, заботу и любовь.

          - учитель лишь тогда сможет научить чему-то детей, когда он любит их

и свой предмет.

         - постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования. («Кто не в силах учиться, тот не в силах учить», - гласит старинное изречение).

И еще важно в моей педагогической философии:

- учитель должен создать условия для реализации способностей

каждого ребенка:

-  дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;

-  способствовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;

-  вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;

-  помочь ребенку осознать себя личностью, воспитать в нем чувство человеческого достоинства, самостоятельность, личную инициативу, веру в себя.

           За 16 лет своей педагогической деятельности у меня сформировалась своя система

работы. Использую на уроках и во внеурочной деятельности различные технологии, такие как технология игрового обучения, проблемное обучение, проектная методика, программированные задания, а также ИКТ, личностно ориентированное обучение. Современные педагогические технологии помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

           От школы сегодня ждут не "нашпигованных" знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными. Моя цель - увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его.

      Завершить своё эссе мне бы хотелось словами древнегреческого философа Сократа: «В каждом человеке есть частичка солнца, только дайте ему светить». Увидеть солнце, то есть, увидеть личность в каждом ребёнке – вот суть моей педагогической философии.

Я люблю свою профессию, горжусь ею. Поразмышляв обо всем, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…. И завтра я опять иду в школу…